Спектакль поставлен по известной одноименной пьесе Э. Радзинского. Премьера его состоялась в 1977 году и вызвала заслуженное одобрение публики.
Спектакль действительно интересен. Отлично решены глубокая символика пьеcы, техническая сторона постановки. Декорации - стены Акатуйской тюрьмы, где Лунин провел свои последние дни. Но тут же присутствует и другой мир - прежний мир Лунина. Он - в воспоминаниях, в фантазиях...
Актерский ансамбль спектакля «Лунин, или Смерть Жака» подобран очень хорошо. Особенно хочу выделить талантливую игру исполнителя роли Лунина О. Вавилова, известных актеров театра и кино В. Смирнитского и народного артиста РСФСР Л. Броневого, а также артистов А. Котова, В. Лакирева, А. Каменкову и других. Режиссер спектакля народный артист РСФСР А. Дунаев добился гармонии, точности и выразительности всех деталей, воссоздания атмосферы, окружавшей Лунина.
Художественную целостность спектакля, на мой взгляд, определяет альянс замыслов режиссера и драматурга, то есть то, насколько их поиск сливается в единое, гармоничное целое. Режиссер должен открыть замок, запертый драматургом. Открыть ключом, а не отмычкой. Создатели спектакля нашли этот ключ, идя по правильному пути.
Проблематика спектакля состоит и раскрывается в отношении главного героя к миру, к окружающей его действительной реальности, к собственным ощущениям. Это, по существу, моноспектакль - в центре стоит личность Лунина. Все остальное - фон, который необходим для раскрытия образа декабриста. И поэтому от исполнителя главной роли Олега Вавилова потребовалась такая работа над образом своего героя, которая дала возможность понять его внутренний мир, добиться истинного перевоплощения в его личность.
Путь подполковника Михаил Сергеевича Лунина к декабрю 1825 года был сложен. Участник Отечественной войны и заграничных походов русской армии 1813-1815 годов, он был одним из самых старших среди декабристов (в 1825 году ему исполнилось 38). Лунин был в числе учредителей Союза спасения и Союза благоденствия, членов Северного и Южного обществ.
В декабре 1825 Лунин находился в Польше, при великом князе Константине Павловиче, где и застала его весть о восстании на Сенатской. Отказавшись от предоставленной ему князем Константином возможности бежать, он разделил судьбу своих товарищей.
Он был человеком постоянной борьбы. Будучи на каторге, Лунин не оставлял работу, необходимую прежде всего ему самому, много писал, в том числе знаменитый «Взгляд на тайное общество в России (1816-1826)», за который в 1841 году декабрист был заключен в Акатуйскую тюрьму, где вскоре умер.
С последнего дня жизни Лунина начинается действие спектакля. Именно в этот день Лунину предстоит подвести последнюю черту прожитому, сделать вывод. Мы видим его в этот момент выбора. Множество проблем, множество мучительных вопросов декабристского движения. Но для Лунина это не холодная теория. Это его жизнь. И ему нужно понять главное, ответить на главный вопрос: прав ли он, правы ли те, с кем он был?
И Лунин отвечает на этот вопрос - он остается Жаком русской революции, Жаком, который не сложил оружие до последнего своего дня.
Газета «Журналист» (МГУ, Москва), 25 апреля 1986 года